• (093)982-1671;(098)889-3773 info@skill.kiev.ua

Логопедический массаж

Коррекционно-развивающие занятия
логопедический массаж для детей
Р

ечь – одна из основных высших психических функций. Речевые расстройства обусловлены нарушением формирования либо поражением речевого аппарата. Под речевым аппаратом подразумевается система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Эта система включает два тесно связанных между собой отдела – центральный и периферический.

Центральный отдел находится в головном мозге из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, фонаторного, артикуляционного. Итак, речевые расстройства могут являться следствием органического нарушения центрального характера (алалия, афазия, дизартрия, анартрия), а могут быть обусловлены анатомическими дефектами периферического речевого аппарата. Нарушения речи отрицательно влияют на формирование интеллектуальной и эмоциональной сфер ребенка, отражаются на его поведении, способствуют развитию негативных черт характера.

Тщательно проведенное обследование мышц артикуляционного аппарата помогает эффективно провести метод коррекции – ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ.

Логопедический массаж – это мануальное (ручное) или инструментальное (при помощи зондов) воздействие массажными движениями на мышцы лица и речевого аппарата. Основная цель метода – нормализация речевой моторики. Массажное воздействие целенаправленно влияет на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.

Кому помогает логопедический массаж?

Логопедический массаж имеет медицинские противопоказания (епилепсия, еписиндром, нарушение целостности слизистых покровов) и рекомендован не каждому. Сам по себе логопедический массаж не в состоянии вызвать речь у не говорящего ребёнка. Ведь главная его задача – это восстановление тонуса мышц и полноценной иннервации речевого аппарата. Поэтому массажная терапия показана тем детям, расстройства речи у которых вызваны нарушением тонуса и иннервации голосовых складок и артикуляционных мышц:

  • логоневроз (заикание);
  • дизартрия;
  • дислалия;
  • ринолалия;
  • голосовые расстройства (дисфония, афония, ринофония).

Логопедический массаж для развития речи у детей также помогает преодолеть непроизвольное слюнотечение и развить жевательную функцию.

Ручной логомассаж лицевой мускулатуры и языка

Часто неуверенная или дефектная речь связана с нарушением тонуса и недостаточной иннервацией мышц лица. Поэтому массажное воздействие направлено на тонизирование и разрабатывание лицевой и речевой мускулатуры.

Сеанс логопедического массажа для детей начинается с мягкого поглаживания лба, щёк и подбородка малыша. Каждый сеанс массажа включает упражнения из различных массажных комплексов: массаж языка руками, массаж скул, массаж щек, упражнения из массажа мышц вокруг ротового отверстия.  Первый сеанс состоит из лёгких поглаживающих движений. Стимулировать мышечный тонус и речевую функцию помогают интенсивные движения: нажатие, похлопывание, пощипывание, разминание и растирание лица ребёнка кончиками пальцев и ладонями. Разминание как нельзя лучше воздействует на артикуляционную мускулатуру. Массажные приёмы чередуются тем же, чем заканчивается сеанс: поглаживанием. Логопедический массаж языка начинается с разминания.

Ручной массаж языка происходит в стерильных перчатках или через антисептическую салфетку. Разогрев детский язычок, логопед просит ребёнка произнести трудный звук. Прежде чем приступить к зондовому массажу языка, необходимо провести 15-30 сеансов массажа языка руками. Упражнения способствуют расслаблению мышц и служат подготовкой к последующей, более интенсивной форме воздействия. Продолжительность массажного сеанса – 30 минут. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. После выполнения пяти упражнений мышечной системе необходимо дать отдых. Для достижения максимального расслабления, ребенка следует уложить на кушетку в удобной позе, предложить широко открыть рот и высунуть язык.

Зондовый логомассаж

Сложность массажа зависит от степени нарушения подвижности мышц. Рассматривая массаж каждой группы мышц необходимо помнить об их взаимосвязанном участии в акте звукопроизношения и стремится к развитию четкой координированной работы всех частей артикуляционного аппарата. Зондовый массаж мышц укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного увеличения нагрузки (от более простого задания к более сложному). Для массажа созданы 8 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мышц языка, скул, щек, губ, мягкого неба. Зондом выполняется нажатие, скольжение, перетирание и другие направленные движения. Воздействие зондов активизирует конкретные зоны речевого аппарата и восстанавливает функцию речи, прорабатывает жевательные и мимические мышцы, что позитивно отображается в развитии ребёнка естественных рефлексов: жевание пищи и проглатывание слюны.

На первичной консультации логопед определяет уровень речевого развития и диагностирует расстройство. И подбирает те массажные приёмы, которые необходимы конкретному ребёнку: для снижения либо повышения тонуса мышц.

Массажный сеанс проводится в положении лёжа на кушетке. Пассивная позиция тела не просто комфортна, но также облегчает носовое дыхание и расслабляет мышцы. Ручной логопедический массаж сочетается с зондовым массажем, а также пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастиками. При необходимости коррекция звукопроизношения происходит непосредственно в процессе массажа или артикуляционных упражнений. Полезно параллельно с логопедическим массажем развивать мелкую моторику рук. Ведь между речью и моторикой – непосредственная связь и взаимодействие. Для логопедического массажа и занятий по развитию речи важна систематичность.  Курс в зависимости от индивидуальных рекомендаций включает в себя 10-15 сеансов.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Студия интеллектуального развития Skill

приглашает всех желающих на курсы развития памяти, на обучение по программе «Скорочтение». Мы готовы к работе с маленькими детьми в возрасте от 5 лет, и с взрослыми, теми, кто желает улучшить свое интеллектуальное развитие и психические функции, кто стремится в условиях современного информационного потока чувствовать себя уверенно, и всю свою деятельность направлять на получение результата и достижение цели.

Студия интеллектуального развития Skill

Режим работы : Занятия в будние и выходные дни

  • улица Ивана Кудри 39, м. Дружбы Народов (для взрослых);
  • улица Софии Русовой, 7-г, м. Позняки.
  • просп. Петра Григоренко, 39Б, оф. 777, м. Позняки.
  • улица Академика Заболотного 20-А, Теремки

Мобильный : (093)982-1671; (098)889-3773