ечь – одна из основных высших психических функций. Речевые расстройства обусловлены нарушением формирования либо поражением речевого аппарата. Под речевым аппаратом подразумевается система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Эта система включает два тесно связанных между собой отдела – центральный и периферический.
Центральный отдел находится в головном мозге из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, фонаторного, артикуляционного. Итак, речевые расстройства могут являться следствием органического нарушения центрального характера (алалия, афазия, дизартрия, анартрия), а могут быть обусловлены анатомическими дефектами периферического речевого аппарата. Нарушения речи отрицательно влияют на формирование интеллектуальной и эмоциональной сфер ребенка, отражаются на его поведении, способствуют развитию негативных черт характера.
Тщательно проведенное обследование мышц артикуляционного аппарата помогает эффективно провести метод коррекции – ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ.
Логопедический массаж – это мануальное (ручное) или инструментальное (при помощи зондов) воздействие массажными движениями на мышцы лица и речевого аппарата. Основная цель метода – нормализация речевой моторики. Массажное воздействие целенаправленно влияет на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.
Кому помогает логопедический массаж?
Логопедический массаж имеет медицинские противопоказания (епилепсия, еписиндром, нарушение целостности слизистых покровов) и рекомендован не каждому. Сам по себе логопедический массаж не в состоянии вызвать речь у не говорящего ребёнка. Ведь главная его задача – это восстановление тонуса мышц и полноценной иннервации речевого аппарата. Поэтому массажная терапия показана тем детям, расстройства речи у которых вызваны нарушением тонуса и иннервации голосовых складок и артикуляционных мышц:
Логопедический массаж для развития речи у детей также помогает преодолеть непроизвольное слюнотечение и развить жевательную функцию.
Ручной логомассаж лицевой мускулатуры и языка
Часто неуверенная или дефектная речь связана с нарушением тонуса и недостаточной иннервацией мышц лица. Поэтому массажное воздействие направлено на тонизирование и разрабатывание лицевой и речевой мускулатуры.
Сеанс логопедического массажа для детей начинается с мягкого поглаживания лба, щёк и подбородка малыша. Каждый сеанс массажа включает упражнения из различных массажных комплексов: массаж языка руками, массаж скул, массаж щек, упражнения из массажа мышц вокруг ротового отверстия. Первый сеанс состоит из лёгких поглаживающих движений. Стимулировать мышечный тонус и речевую функцию помогают интенсивные движения: нажатие, похлопывание, пощипывание, разминание и растирание лица ребёнка кончиками пальцев и ладонями. Разминание как нельзя лучше воздействует на артикуляционную мускулатуру. Массажные приёмы чередуются тем же, чем заканчивается сеанс: поглаживанием. Логопедический массаж языка начинается с разминания.
Ручной массаж языка происходит в стерильных перчатках или через антисептическую салфетку. Разогрев детский язычок, логопед просит ребёнка произнести трудный звук. Прежде чем приступить к зондовому массажу языка, необходимо провести 15-30 сеансов массажа языка руками. Упражнения способствуют расслаблению мышц и служат подготовкой к последующей, более интенсивной форме воздействия. Продолжительность массажного сеанса – 30 минут. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. После выполнения пяти упражнений мышечной системе необходимо дать отдых. Для достижения максимального расслабления, ребенка следует уложить на кушетку в удобной позе, предложить широко открыть рот и высунуть язык.
Зондовый логомассаж
Сложность массажа зависит от степени нарушения подвижности мышц. Рассматривая массаж каждой группы мышц необходимо помнить об их взаимосвязанном участии в акте звукопроизношения и стремится к развитию четкой координированной работы всех частей артикуляционного аппарата. Зондовый массаж мышц укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного увеличения нагрузки (от более простого задания к более сложному). Для массажа созданы 8 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мышц языка, скул, щек, губ, мягкого неба. Зондом выполняется нажатие, скольжение, перетирание и другие направленные движения. Воздействие зондов активизирует конкретные зоны речевого аппарата и восстанавливает функцию речи, прорабатывает жевательные и мимические мышцы, что позитивно отображается в развитии ребёнка естественных рефлексов: жевание пищи и проглатывание слюны.
На первичной консультации логопед определяет уровень речевого развития и диагностирует расстройство. И подбирает те массажные приёмы, которые необходимы конкретному ребёнку: для снижения либо повышения тонуса мышц.
Массажный сеанс проводится в положении лёжа на кушетке. Пассивная позиция тела не просто комфортна, но также облегчает носовое дыхание и расслабляет мышцы. Ручной логопедический массаж сочетается с зондовым массажем, а также пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастиками. При необходимости коррекция звукопроизношения происходит непосредственно в процессе массажа или артикуляционных упражнений. Полезно параллельно с логопедическим массажем развивать мелкую моторику рук. Ведь между речью и моторикой – непосредственная связь и взаимодействие. Для логопедического массажа и занятий по развитию речи важна систематичность. Курс в зависимости от индивидуальных рекомендаций включает в себя 10-15 сеансов.
Добавить комментарий