Дислексия — многогранное и коварное расстройство, болезнь творческих людей.
Проблема дислексии исследуется в течение столетия, но до сих пор остается во многих своих аспектах неразрешенной. Одним из таких сложных вопросов дислексии является ее патогенез, т.е. вопрос о механизмах данного нарушения.
Определяя симптоматику дислексий, останавливаются лишь на проявлениях непосредственно нарушений чтения. Нарушения же устной речи, моторики и пространственных представлений, которые сопровождают дислексии, рассматриваются как патогенетические факторы дислексических нарушений.
Считают, что нарушения чтения не являются изолированным нарушением, а представляют собой только один из симптомов, с которыми ассоциируются нарушения устной речи, моторики, пространственной ориентации.
Однако представляется более правильным определять симптоматику дислексии лишь как проявление непосредственно нарушений чтения, не включая тех расстройств (несформированность пространственной ориентировки, нарушения моторики и др.), которые хоть часто и сопровождают дислексию, но представляют собой факторы патогенетического характера, т. е. механизм этого нарушения.
Механизмы дислексий
Симптоматика дислексий
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексии).
При дислексиях у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. У многих детей движения глаз при чтении хаотические, беспорядочные, неравномерные, скачкообразные. Отмечается большое количество регрессий, излишняя длительность фиксаций. Гораздо более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок
- Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв.
- Побуквенное чтение: нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно, («бухштабируются», нанизываются одна на другую (Р, А, М, А).
- Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) пропусках согласных при стечении; б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения; в) добавлениях звуков; г) перестановках звуков; д) пропусках, перестановках слогов и др.
- Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения.
- Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечается нарушение в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.
Добавить комментарий