Вопрос: «Дислексия – что это?» – задаётся и сейчас.
Итак, дислексия – это распространённое расстройство, характеризующиеся затруднённым развитием навыков чтения. В основе классификации лежат такие критерии как: степень тяжести нарушения процесса чтения, сбои в работе механизмов чтения, выраженность симптомов дислексии. Когда вопрос: «Что такое дислексия?» – больше не стоит, то следует сказать, что классификации дислексий различны, но рассмотреть стоит только значимые, опираясь на критерии ниже.
Критерии классификации дислексий
Первый критерий – это то же, что и степень проявления дислексии, он условно разделяет все случаи на литеральную и вербальную дислексию. При литеральной возникают трудности в изучении отдельных букв, что доходит до полного отказа от восприятия. К вербальной дислексии относится совершение повторяющихся ошибок в чтении. Всё же это деление косвенно, ведь бывало, что обе формы встречались у одного человека. Именно поэтому, такие авторы как С. Борель-Мезонни вводят другую систему классификации дислексии, исходя из процессов, которые определяют ход болезни(патогенез). Выделяются группы дислексии: с речевыми расстройствами, со слабым восприятием пространственных ориентиров, с соединением случаев, с неверным расстройством.
В зависимости от патогенеза (по С. Борель-Мезонни)
Во втором критерии механизмы дислексии – сбои в обработке анализаторами информации, поступающей извне. При таких нарушениях дислексию по М.Е. Хватцеву классифицируют на: оптическую (плохое распознавание похожих букв), мнестическую (не соотношение звуков с буквами и с артикуляцией), семантическую (потеря смысла), аграмматическую (поставление неверных окончаний, фонемантическую (замена созвучных звуков).
Классификация дислексий по нарушенным механизмам (по М.Е. Хватцеву)
Третий критерий рассматривает параметр выраженности симптомов, к которым относятся проблемы при чтении, изучении букв, понимании прочитанного, а также сложности с ориентированием в пространстве и времени, координацией, синдром гиперактивности и дефицита внимания. По Р. Беккеру, в зависимости от выраженности этих симптомов, расстройства делят на: дислексию, брадислексию, легастению, врождённую слабость чтения или словесную слепоту.
Классификация дислексий по степени выраженности (по Р. Беккер)
Р. И. Лалаева классифицировала дислексии с учётом операции процессов чтения, разделя их на речевые и неречевые. К первой группе относились семантическая, аграмматическая и фонематическая дислексия, ко второй мнестическая, тактильная, оптическая дислексия.
Классификация дислексий (по Р.И. Лалаевой)
Если подобные признаки были замечены, то дислексия возможна, поэтому стоит обратиться к врачу, ведь лечение дислексии долгий и сложный процесс, но всё же существуют различные методики коррекции дислексии, что позволяет выбрать подходящую.
Добавить комментарий