Первая группа фонематической дислексии выражается в недостаточном развитии фонематического восприятия. То есть нарушение различения фонем.
Для определения и выявления нарушений фонематического восприятия у детей, нужно знать алгоритм развития звукового восприятия в норме.
Стадии развития фонематического восприятия
Этапы развития фонематического восприятия в онтогенезе, которые были представлены Р. Е. Левиной:
1. Исключительное отсутствие звуко различительной способности. Ко всему прочему, ребенок не способен понимать речь.
2. Способность различать акустически далекие звуки, но невозможность различить акустически близкие звуки. Ребенок слышит звук не таким, каким воспринимает его взрослый. Правильность и неправильность произношения не дифференцируется.
3. Ребенок воспринимает фонемы в соответствии с их семантическими характеристиками. Но с предметом связывается слово, которое неправильно произнесено.
4. У ребенка доминируют новые образы. Речь, имеющая экспрессивную окраску, практически соответствует правильной речи. Однако, при восприятии незнакомых словоформ, могут появляться ошибки, так как звуковое различие имеет неустойчивый характер.
5. Правильное совпадение речи и восприятия. Отличительная черта этапа – способность различать правильность и неправильность произношения.
Н.Х. Швачкин выделил другие этапы становления фонематического восприятия в онтогенезе:
1. Формирование дифференцирования гласных, позже – согласных. Связано это с тем, что гласные, по своему звучанию сонорнее согласных, а значит, их легче воспринять на слух.
2. Дифференциация в отношении присутствия согласного структурируется раньше, чем различение согласных.
3. В первую очередь, ребенок отличает сонорные согласные, так как они ближе по звучанию к гласным.
4. В группе шумных согласных, ребенок выделяет в первую очередь артикулируемые фонемы. Связано это с тем, что такие фонемы уже существуют в детской речи.
5. Теперь начинается внутригрупповое усвоение сначала сонорных, потом шумных согласных.
6. На этом этапе возникает дифференциация взрывных и фрикативных фонем. Причем, сначала подвергаются отличию взрывные звуки, а потом фрикативные.
7. Дифференциация переднеязычных и заднеязычных звуков.
8. Только сейчас начинается усвоение различий глухих и звонких фонем. Так как эти звуки близки друг другу как акустически, так и артикуляционно.
9. Завершающий этап развития звукового восприятия характеризуется формированием различий шипящих и свистящих, а также плавных и (й).
В норме данный процесс завершается в дошкольном возрасте. Также имеют место быть отклонения.
Исследования специалистов показывает, что определенное число юных школьников находится на первых этапах фонематического развития после завершения изучения букваря.
Нарушенные механизмы дислексии у школьников помогают выделить две обособленные группы:
1. Ребята, у которых ярко выраженно плохое развитие фонематического восприятия.
2. Ребята, у которых наблюдается плохое развитие звукового восприятия в меньшей степени.
Итак, звуковое восприятие у детей школьного возраста выражается:
1. В нечетком различении и восприятии схожих по звуковому характеру фонематических рядов.
2. В незавершенном процессе различения фонем, которые отличаются акустическими или артикуляционными особенностями.
Дислексия – это расстройство, которое отличается, помимо всего прочего, регулярным совершением ошибок. Лечение дислексии давно установлено и хорошо функционирует, помогая детям избавиться от указанного недуга.
Добавить комментарий