Большинство носителей языка не имеют четкого понимания о том, что такое фонематическая дислексия в целом. Но, встречаются и такие люди, которым известно такое фонематическое нарушение, которое отображается в том, что человек, чаще ребенок, не имеет возможности овладеть навыком чтения. Данное звуковое нарушение имеет несколько групп, т.е. классификации дислексии разделяются по ряду отличий. Стоит отметить, что лечение дислексии существует и может полностью устраняться. Подобные нарушения, а именно, механизмы дислексии обусловлены недостаточным развитием функции фонематической системы.
Необходимо рассмотреть тщательно, что такое дислексия, а начать обзор стоит с представления о фонематической системе.
Фонематическая система – это система фонем языка, в которой всякая составляющая обладает конкретным комплексом смыслоразличительных свойств. В русском языке указанными выше свойствами представляются твердость/мягкость, звонкость/глухость, а также способ/место образования и деятельность небной занавески.
Характер нарушений фонематического восприятия у детей
Всякая единица фонематической системы имеет отличие от другой одним или несколькими свойствами. При присутствии одного смыслоразличительного свойства между двумя фонемами, следует говорить о том, что данные единицы являются оппозиционными. При существовании нескольких вышеуказанных свойств, фонемы являются далекими. Из-за наличия серии смыслоразличительных свойств, осуществляется разграничение групп оппозиционных звуков (звонкие-глухие и т.д.) В словоформах русского языка обособляются сочетания звуков, которые идут друг за другом в конкретной очереди. Такая последовательность имеет связь со смыслом, поэтому реорганизация звука в словоформе или его очередности влечет за собой изменение или уничтожение семантики.
Стоит отметить функции фонематической системы по В.К. Орфинской:
• Смыслоразличительная. Связь конкретного комплекса звуков с семантикой.
• Слухопроизносительная. Носитель языка способен отличать словоформы, так как обладает функцией различения любой фонемы, которая входит в состав словоформы. Например, семантику словоформ палка и балка легко разграничить, если человек отличает звуки Б и П в них.
• Фонематический анализ. Способность разобрать словоформу на входящие в него звуки.
Добавить комментарий